XIII Международная конференция «Математика. Компьютер. Образование».

Дубна, 23-28 января 2006 г.

Молодежный исследовательский проект
«В помощь детскому саду»

Потапова Т.В., Пекелис М.Б., Свенцицкая Н.О., Стульникова З.В., Стульников И.В., Филаретова А.Н.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского,
Отдел математических методов в биологии.
Россия, 119992, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ,
Тел.: (095)939-55-06, факс: (095)939-31-81, е-mail: potapova@genebee.msu.ru

Большинство детских садов России имеют отдельные здания и около 1 га хорошо озелененных территорий для выполнения оздоровительных, рекреационных и эколого-воспитательных функций. Существенную помощь в успешном решении этих задач может оказать исследовательская работа молодежи. Летом 2005 г. в Москве инициативная группа студентов и школьников выиграла по международной программе Make a connection грант ($1000) на обеспечение расходными материалами благотворительной деятельности. Мы запланировали «зеленый аудит» и улучшение условий для эколого-воспитательной работы на участках ДОУ №403 (дети с туберкулезной интоксикацией) и ДОУ №1901 (дети с нарушениями речи), а средства потратили на канцелярские товары, цветные картриджи, лабораторные чашки Петри и саженцы.

По уровню асимметрии листьев березы (метод утвержден распоряжением Росэкологии №460-р от 16.10.2003) получили самую худшую оценку для обоих участков: ≥ 0,05 (что не удивительно для Москвы!). Оценили количество и видовой состав деревьев: на одном участке 300 деревьев 23 видов, на другом — 100 деревьев 12 видов. Составили карты-схемы расположения деревьев. Изготовили (по всем правилам) 6 птичьих домиков и развесили их на достаточно крупных деревьях разных видов. Нашли в литературе красочные иллюстрации деревьев имеющихся на участках видов и изготовили с помощью компьютерной техники необходимое количество пособий для занятий с детьми. Приобрели на средства гранта и посадили (с учетом пожеланий хозяев) новые виды деревьев: пихту сибирскую, абрикос манчжурский, орех манчжурский, дуб и сосну, — а также кустарники (лещину, калину, бузину) и лианы (актинидию и виноград амурский).

Студенты и школьники по ходу работы с удовольствием общались с малышами: рассказывали о себе и о работе на участке, играли с детьми, обучали их узнавать деревья и делать гербарии, ориентироваться по карте-схеме и создавать узоры из ягод и семян в лабораторных чашках Петри, показывали, как правильно смастерить и повесить птичий домик. Для обоих ДОУ подготовили сборники научно-практических рекомендаций «Поможем малышам узнать и полюбить деревья» с большим количеством цветных иллюстраций и фотографий. Сотрудники ДОУ успешно используют их в работе с детьми.

Проведенный эксперимент показал, насколько оперативно и эффективно можно пройти путь от исследования до внедрения, используя как модель проблему экологически грамотного озеленения территорий детских садов. Важное свойство этой модели — наличие в разных частях России более 40000 подобных участков, типовых по размерам и выполняемым функциям и чрезвычайно вариабельных по природным и социально-экономическим условиям. Представляет большой интерес проведение как можно большего числа подобных исследований и сравнительный анализ их результатов. Наш опыт показывает, что это можно сделать в сжатые сроки и при весьма скромной финансовой поддержке. С материалами работы по проекту можно ознакомиться на web-сайте «Ученые — детям» в разделе «Деревья и дети в городе».

Уважаемые участники конференции! Приглашаем Вас принять во внимание ряд конкретных вопросов по теме нашего сообщения, которые могут быть интересны для обсуждения в кругу доброжелательных и заинтересованных людей самых разных специальностей. Результаты такого обсуждения могут оказаться очень полезны в выборе молодежью оптимальных (мало затратных и эффективных) практических решений проблем усовершенствования участков детских садов.

  1. Значение метафоры «дерево» в сознании человека.
  2. Перспективы анализа в рамках студенческих курсовых и дипломных работ проблем состояния и роли деревьев на участках детских садов: подбор и размещение видов с учетом местных условий, рекомендации педагогам и т.д.
  3. Возможности исследования и практического решения экологических проблем участков детских садов силами школьников (членов экологических кружков, станций юннатов и творческих центров и т.д.)
  4. Возможности создания общедоступной информационной базы для поддержки исследовательской деятельности молодежи на участках детских садов (история отношений человека с деревьями, проблемы озеленения городских территорий, необходимость и пути сохранения видового разнообразия и т.д.).
  5. Перспективы создания при детских садах семейных клубов «Деревья и дети», занимающихся изучением деревьев и уходом за ними, посадками и оборудованием маршрутов экологических прогулок, созданием вместе с детьми поделок из растительного материала (листьев, веточек, шишек, ягод, орехов, семян), изготовлением гербариев, рисунков и фотографий, разучиванием песен и танцев, проведением творческих встреч и т.д.
  6. Как заинтересовать потенциальных инвесторов оказывать финансовую и материально-техническую поддержку подобным общественным инициативам.

Опыт нашей работы 2005 года отражен в следующих материалах:

  1. «Деревья и дети в городе» (web-сайт «Ученые — детям» НИИФХБ им. А.Н. Белозерского МГУ им. М.В. Ломоносова).
  2. «Поможем малышам узнать и полюбить деревья» (web-сайт Детский Эко-клуб при Ботаническом саде МГУ им. М.В. Ломоносова).
  3. Потапова Т.В. «Детский сад — экологический сад». //«Природно-ресурсные ВЕДОМОСТИ, №32 (279), октябрь 2005.
  4. Стульников И., Филаретова А. «Студенты и школьники в детском саду». //«Московский университет», №37 (4142), ноябрь 2005.
  5. Пекелис М.Б., Свенцицкая Н.О., Стульникова З.В., Стульников И.В., Филаретова А.Н. «Молодежный благотворительный проект в помощь детскому саду». //Тезисы сообщения на VI Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания в детском саду и начальной школе» (7-8 декабря 2005 г. Москва) — в печати.

Вот еще несколько полезных публикаций по этой теме:

  1. Потапова Т.В., Волков В.А., Морозова О.В. «Повестка дня на XXI век для ДОУ». //Управление ДОУ. 2002. №3. Стр. 108-118.
  2. Т.В. Потапова (редактор-составитель). 2004. Сборник «Детский сад — эталон экологической культуры». М. РЭФИА. 300 с., www.priroda.ru.
  3. Т.В. Потапова. 2004. «Секрет зеленого листа. Методические рекомендации по исследованию качества природной среды». М. РЭФИА. 56 с., www.priroda.ru.